On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
"Дело не только в том, что половой инстинкт творит свой собственный мир, который неподвластен партии, а значит, должен быть по возможности уничтожен. Еще важнее то, что половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо ее можно преобразовать в военное неистовство и в поклонение вождю... Как еще разогреть до нужного градуса ненависть, страх и кретинскую доверчивость, если не закупорив наглухо какой-то могучий инстинкт, дабы он превратился в топливо? Половое влечение было опасно для партии, и партия поставила его себе на службу." (Д. Оруэлл).

АвторСообщение
администратор


Сообщение: 514
Зарегистрирован: 03.08.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.13 12:25. Заголовок: ГОМОСЕКСУАЛИЗМ В ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ


(отрывки из книги доктора исторических наук, антрополога М. Л. Бутовской «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции»)

_______________________________________________________________

Гомосексуализм как культурное явление

Эволюционная теория предполагает, что адаптивные признаки должны воспроизводиться более успешно, чем неадаптивные. Важным индикатором адаптивности признака является его положительное влияние на репродукцию и воспроизводство носителя. В поведении человека (и животных), однако, можно выделить целый ряд поведенческих характеристик, которые на первый взгляд не только не способствуют воспроизводству, но и просто препятствуют ему. Каким образом в эволюции могут возникать такие признаки и почему они продолжают сохраняться в популяции на протяжении тысячелетий? Один из таких признаков, в рамках традиционных эволюционных представлений, — гомосексуальная ориентация. Однако, как неоднократно указывалось в литературе, гомоэротические отношения широко распространены в разных человеческих культурах и во многих случаях могут играть важную роль в успешном выживании индивида и группы в целом.
Хотя, по данным Гвен Брауде, информация о гомосексуальном поведении зарегистрирована лишь в 70 обществах из 186, детально описанных в Региональной выборке человеческих отношений (HRAF), это не означает, что в оставшихся обществах такое поведение отсутствует. Скорее всего, ему не придавали значения или исследователей не интересовала данная сторона жизни общества.

Термин «гомосексуализм» появился лишь в 1869 году и прозвучал в памфлете, написанном Карлом-Марией Кертбени. Этот немецкий ученый и писатель был в числе первых специалистов, заложивших основы научных представлений о сексуальной ориентации. В середине XIX века сексуальные контакты лиц одного пола считались преступлением в Пруссии и других странах Европы. Однако, как показывают этнографические и исторические данные, в некоторых культурах наличие гомосексуального опыта было практически обязательной составляющей индивидуального опыта каждого члена группы.
Эротические отношения между мужчинами широко упоминаются в работах древнегреческих и римских философов. В «Пире» Платон обращается к философии любви и подробно останавливается на достоинствах разного типа любви. Федр упоминает об Ахилле, отомстившем за смерть своего любовника Патрокла. Юноша Алкивиад пытается соблазнить Сократа, устраивая с ним встречи наедине, занимаясь совместной борьбой в спортивном зале, приглашая на интимный ужин вдвоем. Холодность Сократа рассматривается в философской среде как восхитительный пример необычайной сдержанности. Сведениями о гомоэротических отношениях изобилуют древнегреческие драмы. В трагедии Еврипида Циклоп сообщает, что юноши для него более привлекательны, чем девушки. Сцены однополой любви постоянно присутствуют на греческой керамике VI–V веков до н. э. ...

О любви между женщинами в Древней Греции написано значительно меньше. Предполагается, что лесбийскую любовь воспевала Сафо в VI веке до н. э. Девушки превозносят красоту своих сверстниц в произведениях Алкмена, относящихся к VII веку до н. э. На греческих вазах также встречаются сюжеты женского гомосексуализма. Чаще всего о лесбийской любви говорится при упоминании проституток. В Древней Греции с I века н. э. для этого используется специальный термин «трибадия».
По сути, в Древней Греции «сексуальные объекты подразделялись не на мужчин и женщин, а на активных и пассивных, агрессивных и покорных» (Дэвид Хэлперин, 1986). Эротические связи между мужчинами возникали, как правило, в пределах одной социальной группы, и в идеале пары состояли из активного, более старшего, и пассивного, более молодого партнера...

Древние римляне переняли положительное отношение к гомосексуализму от древних греков. Однако гомосексуализм был гораздо более распространенным явлением на территории Европы и не ограничивался Грецией и Римской империей. У народов Средиземноморья — древних хеттов, шумеров, сирийцев, — а также в Южной Индии ритуальные гомосексуальные контакты были приняты в религиозных культах... У древних кельтов описаны гомосексуальные обряды инициации, а также военные культы, ориентированные на гомосексуальную близость.
Хаммурапи, царь вавилонский, помимо женщин-наложниц, имел также и наложников-мужчин. А в шумерском эпосе повествуется о героической дружбе и гомоэротических контактах царя Гильгамеша и дикого человека Энкиду.
Самой терпимой к гомосексуализму страной в Азии была Япония. Мужской гомосексуализм здесь тесно связывался с самурайским культом мужества и верности. Японцы полагали, что гомосексуальные традиции были завезены в их страну из Китая в начале IX века, и считали их важным компонентом своего культурного наследия. В буддистских монастырях Японии сексуальные связи монахов и послушников носили практически открытый характер.
После падения Римской империи прослеживается постепенное изменение отношения общественности к гомосексуализму под давлением церкви. Еще в X–XI веках в монастырях Европы существовала гомосексуальная культура. Во второй половине XII века Ричард Львиное Сердце не скрывал своей любовной связи с Филиппом, королем Франции. Они провели вместе многие годы во время крестового похода в Палестину, и гомосексуальная ориентация никак не отразилась на их репутации. Однако уже в начале XVI века ситуация в Европе изменилась. Католическая церковь стала активно насаждать представление о гомосексуализме как о преступлении, караемом смертной казнью. Показательна в этом смысле трагическая судьба английского короля Эдуарда II, потерявшего из-за своей гомосексуальной ориентации не только престол, но и жизнь.

Третий пол

В традиционных культурах зачастую присутствует третий пол, под которым понимают лиц с противоположной, по отношению к их реальному биологическому полу, гендерной идентичностью. Так, для индейцев Северной Америки достаточно типичным был феномен бердашества. Он зафиксирован у 113 индейских племен. Бердаши, будучи биологическими мужчинами, облачались в женские одежды и выполняли традиционные женские роли. Бердашами могли быть и женщины, взявшие на себя традиционные мужские роли. В обоих случаях половыми партнерами выступали лица одного с ними пола. Мужчины бердаши следили за домашним хозяйством, готовили пищу, изготовляли и чинили одежду, женщины — ходили на охоту наравне с мужчинами и делали оружие. Бердаши в подавляющем большинстве были гомосексуалистами, но в отдельных индейских обществах это правило могло и не соблюдаться. Кроме того, по прошествии некоторого времени бердаши могли отказаться от данной роли и вести себя в соответствии с нормами поведения представителей своего пола. Феномен бердашества был широко распространен в Америке вдоль всего восточного побережья: у ирокезов, зуни, пима, навахо, арапахо и мохаве. Он также описан для яки и запотеков Мексики и эскимосов Аляски. В некоторых индейских племенах бердаши занимали высокий статус и были весьма почитаемыми членами общества, в частности играли роль шаманов и колдунов. Аналогичные бердашеству феномены были описаны Крашенинниковым (Степан Петрович Крашенинников (1711–1755) — знаменитый русский ботаник, этнограф, географ, исследователь Сибири и Камчатки, — Примеч. ред.) у камчадалов под именем мужчин-коекчучей.
И. С. Кон пишет, что институт бердашей распространен очень широко: он описан у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (например, у чукчей), его можно встретить также в Индонезии, Таиланде, Филиппинах, Камбодже, на Таити и в Африке. У некоторых народов Индонезии индивиды с измененной гендерной идентичностью, их здесь называют «вариа», могут занимать почетные посты шаманов, жрецов и почитаться святыми.

В Индии к третьему полу относят религиозное сообщество мужчин с удаленными яичками и пенисами. Таких мужчин называют «хиджры». Они носят женское платье, подражают женской походке, занимают места в транспорте на женской половине и вступают в половые контакты с мужчинами. Многие хиджры занимаются ритуальной проституцией.
В буддистском Таиланде не существует типичных для мусульманской культуры соседней Малайзии предубеждений против гомосексуализма (хотя власти периодически предпринимают слабые попытки наложить официальный запрет на практику гомосексуальных отношений). Традиционное тайское представление о поле основывается скорее на визуальных показателях маскулинности и фемининности, нежели на реальных проявлениях сексуального поведения. Представления о третьем поле уходят корнями в добуддийские мифы и тайские представления, связанные с понятием «катой». «Катой» означает промежуточный пол, или сочетание маскулинных и фемининных признаков, что в англоязычной литературе чаще всего переводится как «гермафродит» или «третий пол». В современном тайском обществе термин «катой» применяют к мужчинам, обладающим фемининными чертами внешности. С середины ХХ века в тайском словаре появилось понятие «гей». Однако геи обычно представляются как люди, соответствующие модели гендерной инверсии в рамках представлений о катой. Для тайцев гомосексуализм — это эмоциональное проявление катой, примером являются мужчины, ощущающие себя женщинами, или женщины, ощущающие себя мужчинами.
Исторически новым явлением для Таиланда стало появление женщин-лесбиянок, предпочитающих в качестве сексуальных партнеров исключительно маскулинных женщин. Женщины «ди» (от английского lady) не отличаются в гендерном плане от обычных женщин, их исключительность связана целиком и полностью с сексуальными предпочтениями. Если традиционная классификация «катой» прежде всего основывалась на гендерной идентичности, то в современных условиях все большее значение приобретает и другая составляющая — сексуальная идентичность.

Гомосексуальные отношения как составляющая ритуалов инициации

Гомосексуальные взаимоотношения могут быть частью обрядов инициации. В ряде культур сексуальные отношения между мужчинами и мальчиками-подростками — часть процесса социальной интеграции во внутриплеменные отношения. В одних племенах приняты анальные гомосексуальные контакты, в других — оральные. Гомосексуализм является временной моделью поведения и связан с определенным этапом жизни мужчины.
Гомосексуализм как часть ритуалов инициации широко распространен у народов Меланезии и Новой Гвинеи. Один из примеров такого рода традиций детально описан Гилбертом Хердтом у одного из племен Новой Гвинеи, условно названного им «самбия». Как и в большинстве племен Новой Гвинеи, у самбия существовал культ мужской силы, мужская агрессивность и воинственность считались особой добродетелью, а статус женщины в обществе был низким. По традиционным представлениям, контакты сыновей с матерями мешали их развитию и препятствовали достижению зрелости. Чтобы мальчик стал мужчиной, ему необходимо было пройти обряды инициации. С этой целью его забирали у матери в возрасте восьми лет, и далее он воспитывался в обществе мужчин в мужском доме. По традициям самбия мальчик не мог созреть и стать мужчиной, если ему не будет передано путем гомосексуальных контактов мужское семя. Чтобы мальчик созрел и у него развились вторичные половые признаки и настоящее мужское поведение (мужественность, агрессивность, охотничье мастерство), в течение нескольких лет ему должно было передаваться семя взрослого мужчины оральным путем. После вступления в брак молодой мужчина мог еще несколько месяцев иметь контакты с партнерами мужского пола в доме «холостяков».

Примерно 5% взрослых мужчин самбия, по данным Хердта, откровенно предпочитают гомосексуальные контакты и мало интересуются женщинами. Таким образом, хотя в этом обществе гомосексуальные контакты вплетены в контекст ритуалов инициации, гомосексуализм в этой культуре может являться и особой формой сексуальности.
Мальчик из племени эторо должен иметь старшего сексуального партнера (им преимущественно оказывается жених его старшей сестры). Сексуальные связи продолжаются, пока мальчик не станет взрослым. После этого молодой мужчина сам становится партнером допубертатного мальчика. В меланезийском племени маринд-аним мальчиков забирают из материнского дома в мужские дома в возрасте 12–13 лет. Там он чаще всего становится сексуальным партнером своего дяди по материнской линии. Отношения продолжаются около семи лет, пока мальчик не превратится в молодого мужчину.
Традиции орального секса описаны для самбия, эторо, баруйя, чечаи и куксов Новой Гвинеи. У обитателей Восточного берега Новой Гвинеи, калули, гомосексуальные контакты осуществляются анальным путем.
Помимо институализированных гомосексуальных отношений в рамках ритуалов инициации, в ряде культур наблюдаются гомосексуальные контакты между мальчиками-подростками, которые можно рассматривать как следствие жесткой половой сегрегации, предписанной культурой. Именно таковы социокультурные основы гомосексуальных контактов у подростков янамами (Бразилия), араукана (Чили, Аргентина), бороро (Бразилия). Гомоэротический оттенок прослеживается в дружбе молодых мужчин майя. В некоторых регионах, например у нанди (Кения) и акан (Гана), гомоэротические отношения считаются допустимыми между женщинами, причем такие контакты могут продолжаться и после замужества.

Эволюционные предпосылки гомосексуальности

Гомосексуальное поведение — явление отнюдь не сугубо человеческое. Оно широко распространено у животных в естественной среде обитания. Гомосексуальные отношения можно часто наблюдать в группах холостяков у павианов гамадрилов, при общении молодых самцов макак резусов и зеленых мартышек, карликовых шимпанзе. Самцы покрывают друг друга, делая садки, аналогичные тем, которые направляются на самку, касаются пениса и крупа партнера. Как пишет Франс де Ваал, карликовые шимпанзе часто применяют взаимные мастурбации, чтобы снять социальное напряжение или восстановить нарушенный мир после ссоры. Гомосексуальные отношения наблюдаются также и между самками у павианов, макак и карликовых шимпанзе. Если в первых двух случаях действия напоминают садки самцов на самку и доставляют удовольствие преимущественно активной партнерше, то в случае с бонобо речь идет о взаимном трении гениталиями, явно доставляющим огромное удовольствие обеим участницам. Генитальные трения — важнейший элемент социальной жизни самок бонобо. Они способствуют снятию напряжения в моменты дележа пищи, снимают тревожность в ситуации социальной неопределенности, восстанавливают нарушенные конфликтом дружеские связи. Наконец, они помогают малознакомым самкам освоиться в новой группе, а это немаловажно, так как у бонобо самки по достижении половой зрелости переходят в другую группу.

Таким образом, гомосексуальное поведение входит в разряд видоспецифических форм поведения у многих видов обезьян и имеет в этом случае врожденную основу. Следует, однако, отметить, что в процессе эволюции приматов отдельные элементы их сексуального поведения были ритуализованы и стали использоваться вне контекста собственно сексуального поведения. Примерами могут быть ритуализованное подставление как проявление подчинения (типичный элемент сексуального поведения самки, сообщающей о готовности к непосредственным сексуальным контактам), покрывание как демонстрация доминирования (элемент сексуального поведения самца).

Гомосексуализм — явление исключительно сложное, его объяснение вряд ли укладывается в прокрустово ложе какой-либо одной модели.

Рассмотрим кратко основные эволюционные теории, объясняющие возникновение гомосексуализма в линии Homo. Одна из распространенных теорий была предложена Эдвардом Уилсоном (знаменитый социобиолог, лауреат Пулитцеровской премии, о его дискуссии с Ричардом Докинзом см. «Химию и жизнь», 2008, № 5 — Примеч. ред.) и строилась на концепции родственного отбора. По его мнению, гены гомосексуализма сохранялись и поддерживались в популяции потому, что люди с подобной ориентацией оказывали помощь и поддержку своим родственникам, в результате чего те могли оставить больше здорового и выжившего потомства. Гены гомосексуализма передавались последующим поколениям через родственников помощника. Теория Э. Уилсона не нашла прямых подтверждений и в настоящее время считается ошибочной...
Майкл Росс и Алан Уэллс недавно предложили новую версию эволюционного объяснения феномена гомосексуализма. Эти авторы обращают внимание на тот факт, что современное западное общество абсолютно не соответствует по своим экологическим условиям среде эволюционной адаптивности, в которой происходило формирование данного поведения. Росс и Уэллс считают гомосексуальное поведение «экзаптацией» гомосоциального поведения наших предков. Экзаптация не является прямым следствием естественного отбора, а представляет собой нейтральную поведенческую вариацию, которая со временем могла оказаться полезной и способной повысить приспособленность практикующих ее индивидов. Гомосоциальное поведение мужчин способствовало взаимной поддержке и кооперации, обеспечивало более надежный доступ к ресурсам и таким образом способствовало выживанию. Гомосексуальное поведение должно было усилить эффективность гомосексуальных связей.
Развивая данные идеи, Р. Крейг Киркпатрик и Фрэнк Мускарелла подчеркивают необходимость непосредственного анализа гомосексуального поведения, а не аморфного концепта гомосексуальности как таковой. Они приводят обзор исторических и этнографических данных, из которого становится очевидным, что бисексуальное поведение скорее норма для человека, чем исключение и патология. Многие люди, демонстрирующие откровенно гомосексуальное поведение, сами себя гомосексуалистами не считают.

Таким образом, напрашивается вывод, что гомосексуальное поведение в процессе эволюции человека постепенно приобретало адаптивную значимость, обеспечивая прочные альянсы между мужчинами и напрямую повышая вероятность их выживания. По мнению Киркпатрика, гомосексуальное поведение — итог индивидуального отбора на реципрокный альтруизм, дележ ресурсами и снижение межсамцовой агрессии. Аналогично тому, что мы видим для многих видов приматов, подростки и молодые мужчины в сообществах гоминин могли занимать социально периферическое положение. В этой ситуации способность устанавливать прочные гомосексуальные отношения могла обеспечивать им надежные альянсы и напрямую способствовала выживанию. Прочные мужские альянсы обеспечивали благоприятные условия для продвижения по иерархической лестнице и в итоге — лучшие репродуктивные возможности.

Теории Киркпатрика и Мускареллы вовсе не обсуждают сексуальные ориентации как таковые, а скорее обращают внимание на отбор, связанный с поведенческими реакциями. В рамках данных концепций предполагается, что склонность к такому гомосексуальному поведению имеет под собой генетическую базу и проявляется у разных индивидов в различной степени. Генетическая вариабельность обеспечивает формирование определенной доли более фемининных в своем поведении и бисексуальных по своей ориентации самцов. Эти характеристики способствовали укреплению дружественных связей с представителями своего пола. Поведение таких феминизированных самцов было также более привлекательным для самок, поскольку оно коррелировало с пониженной агрессивностью и опасностью инфантицида и более эффективным отцовским поведением. В эволюции гоминин мог идти устойчивый отбор со стороны женщин в направлении все возрастающей фемининности, в результате чего стали отбираться аллели, связанные с гомосексуальными интересами. В популяции мог возникнуть и поддерживаться сбалансированный полиморфизм по аллелям бимодальной гомосексуальности.
Таким образом, по мнению целого ряда исследователей, в эволюции человека шел достаточно последовательный отбор на бисексуальность у мужчин...

Чистая гомосексуальная ориентация, отмечаемая у незначительного процента мужчин, представляет собой следствие генетического полиморфизма. Не исключено также, что нарастание частоты встречаемости мужчин с гомосексуальной ориентацией каким-то образом сопряжено с общим повышением плотности популяции и ограничением ресурсов питания (реальным и ожидаемым в ближайшей перспективе). Гомосексуальные стратегии могут иметь корреляции с потребностью в мужской кооперации (например, в условиях длительных, порой многолетних, военных походов — как это имело место в древней Греции, Спарте или Риме). Проявления гомосексуальности тесно связаны с социальными и культурными факторами, запрещающими или допускающими подобную практику в конкретном обществе.



(http://labrys.ru/node/7417).

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет